Управление нефинансовыми рисками учетной системы
Цели и задачи
Участники
 
   Обязательства участников
Стимулы участия
Индекс устойчивого развития
Трансфер-агентское пространство (ТАП)
Нефинансовая отчетность
Общие положения

Контакты

 Реализация концепции устойчивого развития учетной системы  посредством создания единого трансфер-агентского пространства

     В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом No415-ФЗ от 07.12.2011 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О центральном депозитарии" в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (пункт 7 статьи 8.1),  регистраторам необходимо начать предпринимать соответствующие организационно-технические меры по реализации настоящей Программы, включая подготовку и внесение изменений в действующие трансфер-агентские договоры.

     При осуществлении организационно-технических мер по переходу на электронный документооборот с трансфер-агентами (и/или с зарегистрированными в реестре лицами, посредством трансфер-агентов), учетному институту следует  руководствоваться требованиями, содержащимися в Приложении No2 "Особые условия трансфер-агентских договоров при осуществлении обмена документами в электронно-цифровой форме с электронной цифровой подписью по телекоммуникационным каналам связи" к Условиям регистрации трансфер-агентских договоров, утвержденных Правлением ПАРТАД (протокол No 17/2011-п от 13.05.2011).

     В соответствии с пунктом 2.5.3. Положения о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (в ред. Приказа ФСФР от 5.04.2011 No11-9/пз-н) депозитарии, представленные в настоящее время в реестрах владельцев любых именных ценных бумаг в качестве номинальных держателей ведущихся регистратором, должны обеспечить возможность обмена документами в электронно-цифровой форме с электронной цифровой подписью (ЭЦП) с использованием утвержденных СРО XML-форматов при предоставлении  сведений о владельцах ценных бумаг, учет прав на которые они осуществляют.

     Также, в соответствии с пунктом 2.8.8. вышеуказанного Положения регистраторам, осуществляющим деятельность по ведению реестра в отношении ценных бумаг, включенных в котировальные списки фондовых бирж, необходимо обеспечить возможность обмена электронными документами в электронно-цифровой форме с ЭЦП со всеми номинальными держателями, представленными в указанных реестрах, включая расчетные депозитарии. Так как указанные депозитарии могут в перспективе стать и трансфер-агентами регистраторов, то реализация этой нормы в период до появления центрального депозитария объективно подготовит депозитарии к выполнению и функций электронных трансфер-агентов регистраторов и может стать значимым вкладом в обеспечение их собственного устойчивого развития.

     Реализация вышеуказанных законодательных норм, прежде всего, должна подразумевать под собой установление информационного взаимодействия между всеми учетными институтами, посредством введения электронного документооборота на основе единых стандартов электронных документов, совместимых средств криптозащиты информации, телекоммуникационных каналов связи и соответствующих им новых подходов к организации самой учетной деятельности.

     Для формирования общей информационной среды, объединяющей все значимые учетные институты, сегодня имеются все необходимые предпосылки, как правовые, так и организационно-технические. В настоящее время целый ряд нормативных правовых актов описывает отдельные стороны информационного взаимодействия с использованием электронных документов: Федеральный закон от 06.04.2011 No 63-ФЗ "Об электронной подписи", Федеральный закон от 27.07.2006 No 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации", Приказ ФСФР России от 25.03.2010 No10-21/пз-н "Об утверждении Порядка организации электронного документооборота при представлении электронных документов с электронной цифровой подписью в Федеральную службу по финансовым рынкам", Приказ ФСФР России от 08.12.2005 No 05-77/пз-н "Об утверждении Положения о требованиях к осуществлению деятельности участников финансовых рынков при использовании электронных документов" (в ред. от 25.12.2008).

     Электронное взаимодействие учетных институтов должно также осуществляться в соответствии с требованиями принятых ПАРТАД Технических стандартов обмена документами в электронно-цифровой форме с электронной цифровой подписью с использованием XML - форматов электронного взаимодействия, согласованных ФСФР России (исх. No11-СХ-02/29590 от 16.11.2011).

     Как известно, ПАРТАД организована и успешно функционирует Система электронного документооборота (далее - СЭД). Посредством использования единых форматов электронных документов, единых стандартов передачи информации и современных технических решений СЭД ПАРТАД делает возможным унифицированное взаимодействие между членами ПАРТАД и другими участниками финансового рынка, что позволит более эффективно противостоять идеологии монополистической централизации учетной системы.

     Кроме того, СЭД ПАРТАД позволяет регистраторам и депозитариям поддерживать между собой электронный документооборот,  соответствующий Положению о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

     Создание подсистемы электронного документооборота учетного института (ПСЭД) учетного института в рамках СЭД ПАРТАД значительно расширяет возможности по информационному взаимодействию между регистратором и их клиентами, включая возможность применения собственных коммуникационных средств, имеющихся в распоряжении регистратора, помимо штатных средств СЭД ПАРТАД. В соответствии с пунктом 5 Положения о требованиях к осуществлению деятельности участников финансовых рынков при использовании электронных документов, утвержденному Приказом ФСФР России от 08.12.2005 No 05-77/пз-н (в ред. от 25.12.2008), правила информационного взаимодействия в Подсистеме СЭД устанавливаются самим организатором Подсистемы и могут описываться в Правилах ведения реестра каждого конкретного регистратора. В связи с этим создание своей Подсистемы СЭД позволяет регистратору самому определять организационные рамки электронного взаимодействия с клиентами (зарегистрированными лицами), в том числе с Центральным депозитарием, эмитентами, трансфер-агентами, депозитариями, и строить дальнейшие отношения с ними по своим Правилам, соответствующим стандартам СРО.

     Учетным институтам-членам ПАРТАД   в случае разработки ими собственных программ устойчивого развития в рамках данной Программы  предлагается принять решение о своем участии в ПСЭД "Трансфер-агентское пространство", как информационной среде, предлагаемой СРО для объединения учетных институтов осуществляющих трансфер-агентские функции по отношению друг к другу, в соответствии с Правилами указанной ПСЭД, Договором об электронном взаимодействии участников ПСЭД "Трансфер-агентское пространство"